История театра

ТаганрогскийТеатрордена «Знак Почёта»им. А. Чехова
Начиная с

1827

Труппа русских драматических артистов, под управлением «неслужащего дворянина Петровского», положила начало постоянному Таганрогскому театру. Труппа Петровского почти в неизменном составе просуществовала около 20 лет.

В репертуаре того времени были лёгкие водевили и мелодрамы («Невесты разбойников», «Сон любви»), но большое место занимали произведения серьёзной драматургии («Разбойники» Фр.Шиллера, «Король Лир», «Отелло», «Ромео и Джульетта» У. Шекспира, «Ревизор» Н.В. Гоголя).

Таганрогский театр одним из первых в России в декабре 1845 поставил запрещенную цензурой пьесу А.С.Грибоедова "Горе от ума". Режиссер и руководитель труппы Петровский был уволен. Значительно позже, в 1895, антрепренер Н.Н.Синельников поставил "Власть тьмы" Л.Н.Толстого, за что был привлечен к уголовной ответственности.

История Таганрогского театра
В начале

1860

годов
Расцвет Таганрогского
Театрального Искусства

В начале 1860-х годов, на волне общего подъема экономической и общественной жизни города, в пору своего расцвета вступает и таганрогское театральное искусство. Во многом это связано с приглашением в 1863 году итальянской оперной труппы.

Особенного расцвета театр достигает в 1866 году, когда было построено специальное театральное здание, являющееся и поныне уникальным памятником театрального зодчества. Строительство здания театра связывают с именем итальянского архитектора К. Лондерона и русского - Н. Трусова. По словам первого директора нового театра И.А.Скараманга, при постройке были "взяты в Милане чертежи и планы миланского театра делла Скала, лучшего в мире в акустическом отношении. Зрительный зал и сцена таганрогского театра - полностью копия в миниатюре миланский театр. Строителями театра были привезенные из Италии каменщики, плотники, столяры, моляры и т.д.".

С 1866 по 1886 год в театре существовали две труппы — итальянская оперная под управлением итальянского антрепренёра Луиджи Росси де Руджеро и русская драматическая под управлением Н.И. Новикова. Оперная была не в пример популярнее, имея в своём составе около 100 исполнителей против 20-ти в драматической. В репертуаре театра были оперы Россини, Верди, Глинки, Чайковского, а на сцене театра выступали известные исполнители, чьи имена в свое время гремели во всем мире.

Современное здание было построено в 1866 году по проекту итальянского архитектора К. Лондерона и Н. В. Трусова.

1870

годы расцвета

Годы небывалого расцвета таганрогского театрального искусства, с ним знакомится юный гимназист Антоша Чехов. Известно, что впервые Чехов посетил таганрогский театр осенью 1873 года, будучи гимназистом четвертого класса. В этот день давали популярную оперетту Ж. Оффенбаха "Прекрасная Елена".

Еще при жизни Чехова на таганрогской сцене были поставлены все его произведения, начиная с водевиля "Медведь", показанного на благотворительном вечере 17 января 1890 года, и заканчивая пьесой "Вишневый сад", привезенной в Таганрог ростовской труппой в марте 1904 года - в год смерти писателя.

В 1896 году на сцене театра, после провала в Петербурге, была поставлена его "Чайка", которая прошла с большим успехом не только в Таганроге, но и в Новочеркасске и Ростове во время гастролей.

В 1920 году театр был национализирован и назван народно-художественным

1940

военные годы

В 1941 году Таганрог был оккупирован немцами. Многие актёры были отправлены на фронт, имевшие еврейское происхождение — расстреляны фашистами. Во время войны театр не прекращал своей работы, но спектакли и игра актёров-непрофессионалов были низкого качества. В основном, театр процветал как музыкальный. Именно в это время немцы построили оркестровую яму.

В 1943 году город был освобождён от немецко-фашистских захватчиков. Своей труппы после освобождения города театр не имел, сцена предоставлялась гастролировавшим популярным артистам эстрады и кино и другим театральным коллективам.

В 1944 году театру было присвоено имя Антона Павловича Чехова. А в ноябре 1944 года в театр приехала группа выпускников курса М.М. Тарханова, Московского Государственного института театрального искусства (ГИТИС), режиссерами-педагогами которого были народный артист СССР В.В. Белокуров и В.И. Мартьянова. Дипломы молодых артистов были подписаны О.Л. Книппер-Чеховой. 10 января 1945 года на сцене чеховского театра была сыграна дипломная работа курса — пьеса Чехова «Три сестры».

В 1944 году театру было присвоено имя Антона Павловича Чехова.

Последующие 20 лет были наиболее плодотворными в истории таганрогского театра и оставили глубокий след и добрую память у зрителей города

1960

годы

В 1960 году, в дни празднования 100-летия со дня рождения Чехова, театр представил в Москве спектакли "Вишневый сад" и "Иванов" в постановке Белокурова.

С 1966 года главным режиссером и художественным руководителем стал В.С.Цесляк.

В 1977-ом, в год своего 150-летия, театр был награжден орденом «Знак Почета» и приглашён в Москву со спектаклем «Дядя Ваня», который поставил на таганрогской сцене главный режиссёр театра имени Моссовета П. Хомский. Роль Астрова в этом спектакле исполнил Аристарх Ливанов, после гастролей оставшийся в Москве в театре имени Моссовета. А в роли Елены Андреевны дебютировала молодая актриса Елена Федоровская.

Через 80 лет после первого спектакля на сцену Таганрогского театра вернулась "Чайка" в постановке В.Цесляка.

1980

середина

Середина 1980-х годов ознаменовалась проведением Всероссийского смотра спектаклей драматических, музыкальныхи детских театров, посвященных 125-летию со дня рождения А.П.Чехова. В числе его участников были Московский театр сатиры, Московский камерный музыкальный театр Б.Покровского, Свердловский театр музкомедии, Ростовский драматический театр им. Горького. В поставленных на таганрогской сцене спектаклях зрители увидели Андрея Миронова, Анатолия Папанова, Ольгу Аросеву, Михаила Державина и других кумиров советской публики.

С 1985 по 1987 главным режиссёром театра был выпускник Московского театрального училища им. Щукина Александр Васильевич Иваненко. В театр пришёл молодой актёр Владислав Ветров.

С 1987 по 1990 год главным режиссёром театра работал Михаил Викторович Изюмский. Ученик Марка Захарова и Анатолия Васильева, М. В. Изюмский открыл новую страницу в жизни театра, предложил новый, оригинальный метод репетиций, новый репертуар. Спектакли по пьесам Юрия Олеши «Зависть» с Владиславом Ветровым и Ольгой Чикаловой в главных ролях, «Майя» Разумовской с Еленой Изюмской (театральный псевдоним Прозоровская) в заглавной роли, «Мастер и Маргарита» Булгакова в постановке Александра Урбановича — имели несказанный и бурный успех как у молодёжи, так и у старых театралов и привлекли в театр нового зрителя.

Интересных проектов

1990

годы

Длительный период экономической нестабильности в стране внес существенные коррективы в жизнь Чеховского театра. Тем не менее, эти годы были отмечены рядом интересных проектов. Так, весной 1990 года, в Таганроге прошла Всероссийская театральная декада "Чеховские дни в Таганроге" с участием Московского художественного академического театра им. А.П.Чехова во главе с О.Н. Ефремовым. Таганрожцы вновь увидели на сцене чеховского "Иванова", на этот раз с участием Дмитрия Брусникина, Елены Майоровой, Ии Саввиной.

В феврале 1991 года на сцену таганрогского театра впервые за многие годы вышла зарубежная актриса – англичанка, актриса театра и кино - леди Кэролайн Блэкистон в роли Шарлотты в "Вишневом саде" А.П.Чехова (режиссер - Ю.Калантаров).

Презентация «Вишнёвого сада» состоялась 18 марта 1991 года в Москве, в театре «Эрмитаж». На ней присутствовали послы Великобритании и Израиля. Кроме этой представительской поездки театр ежегодно выезжал на все чеховские фестивали в Ялту, Москву, Владимир со спектаклями «Чайка», «Три сестры», «Дядя Ваня», «Вишнёвый сад» и «Медведь».

Практически во всех акциях таганрожцев принимали участие ведущие театральные критики России во главе с академиком Владимиром Яковлевичем Лакшиным. Посетил таганрогские фестивали и известный театровед Великобритании Стив Ле Флеминг. За эти годы в Таганроге трижды побывал МХАТ во главе с Олегом Ефремовым, который активно поддерживал начинания Владимира Федоровского по преобразованию театра и всемерно им способствовал. Так, по настоянию Олега Николаевича.

Совет министров РФ весной 1991 года принимает решение о финансировании реконструкции и реставрации таганрогского театра (реконструкция завершилась в 2007 году).

При поддержке О. Н. Ефремова в 1991 году театр получил статус Мемориального чеховского театра

По замыслу и при содействии Министерства культуры РФ, СТД и МХАТ, городской театр должен был перейти в федеральное подчинение и (по образцу Шекспировского мемориального театра в Стратфорде-на-Эйвоне) стать общероссийской и международной творческой лабораторией и методическим центром по сбору и изучению мирового опыта постановок чеховской драматургии, лучшие образцы которых воссоздавались бы на таганрогской сцене.

В формирование этого замысла многое внесли О.Н. Ефремов, В.Я. Лакшин, Стив Ле Флеминг, Кэролайн Блэкистон. Они провели большую организационную работу, чтобы Таганрог, перехватив эстафету у Ялты, стал городом регулярного проведения «Международных театральных фестивалей на родине А.П. Чехова». Первый из таких фестивалей В.Г. Федоровский, совместно с известным театроведом и театральным критиком Ланой Гарон, организовал и провёл в мае 1993 года. В них принимали участие лучшие театральные коллективы России, Испании, Австралии, Германии, Хорватии, Италии, Японии, Украины, Грузии, Белоруссии и др.

В июле 1994 года на пост директора приходит заслуженный работник культуры России Т.П. Бувалко. За годы её руководства (1994–2006 гг.) театр основательно перепрофилируется, изменив свой статус с мемориального на муниципальный.

Весной 1998 года французская ассоциация «Мир без границ» наградила таганрогский театр призом «Золотая пальма». Чеховский театр получил и приглашение участвовать в российском фестивале «Золотая маска».

История Таганрогского театра

В настоящее время Чеховский театр ведет активную гастрольную деятельность.

Чеховский театр — постоянный участник самых разнообразных фестивалей России и зарубежья, успешно выступая в Баденвайлере (Германи), Сеуле (Южная Корея), Хайфе (Израиль), Трабзоне (Турция), Неколаеве (Украина).

В числе его наград — дипломы Международных и Всероссийских театральных Фестивалей «Дивертисмент» (Израиль), «Человек играющий» (г.Николаев, Украина), «Данаприс» (Запарожье, Украина), «Золотой ключик» (Донецк, Украина), «Встречи в Одессе», «Мелиховская весна», «Липецкие театральные встречи», «Голоса истории» (Вологда), «Полярная звезда» (Мурманск), «Чеховские дни в Сочи», «Актёры России — Михаилу Щепкину» (Белгород), «Славянские встречи» (г.Гомель, Белоруссия), Всероссийского фестиваля театров малых городов России (г.Москва), Всероссийского театрального фестиваля им.М.Горького (Нижний Новгород) и целого ряда других.

Сегодня театр творит, бережно сохраняя и продолжая традиции русского реалистического искусства. Таганрогский ордена «Знак Почёта» театр им. А.П. Чехова не на словах, а на деле доказал, что он достоин имени своего великого земляка.

1990

годы

Художественный руководитель театра

— заслуженный деятель искусств РФ, заслуженный артист России

Сергей Давыдович Герт.

С.Д. Герт